top of page
Поиск
  • Фото автораArestova Natalia

Обзор творческих мероприятий с Фестиваля современной музыки. Анна Кацурра.


Творческие мероприятия с участием зарубежных музыкантов

Особый статус Фестивалю современной музыки в УГК придавало личное участие композиторов Пауло Уголетти (Италия) и Анны Кацурры (Испания), которые проявили себя в разнообразных творческих ипостасях – композиторской, научной и педагогической. Наряду с композиторами, почётной гостьей фестиваля стала доктор музыковедения Екатерина Олеговна Денисова-Купровская (Франция, Сорбонна).

Анна Кацурра

Вторая половина дня 12 апреля была посвящена гостье из Испании – композитору Анне Кацурре.

Её выступление было организовано так же, как и творческие мероприятия Пауло Уголетти в предыдущий день. Оно включало в себя творческую встречу, мастер-класс и концерт. В начале творческой встречи Анна Кацурра немного рассказала о себе и своей родине Валенсии. Далее она представила обзор испанской музыки конца XIX – начала XXI века в контексте национального движения, предполагавшего активное обращение к традиционным жанрам и музыкальным элементам испанской культуры.

Композитор отметила, что национальное движение в Испании конца XIX столетия проявлялось в «сопротивлении» влиянию итальянской музыки путём адаптации идей Вагнера и создания музыкальных произведений на основе национальной мифологии, а также в целенаправленном использовании испанского фольклора. Пристальное внимание последнему уделял классик испанской национальной музыки Ф. Педрель, создавший оперную трилогию «Пиренеи» на основе тосканских легенд по примеру вагнеровского «Кольца нибелунга».

Госпожа Кацурра рассказала о композиторах следующего поколения – И. Альбенисе, Э. Гранадосе и М. де Фалье, творчество которых сформировало единое направление на рубеже XIX–XX вв. По словам композитора, фортепианная музыка Альбениса и Гранадоса (сюита «Иберия» и сюита «Гойески» соответственно) выдержана в стиле позднего романтизма с его расширенной тональностью и ориентацией на сложную и виртуозную пианистическую технику. В вокальной и театральной музыке де Фальи широко используются традиции фламенко (балеты «Любовь-волшебница» и «Треуголка») в сочетании с гармонией импрессионизма. Далее Анна Кацурра обратилась к творчеству менее известных в России композиторов, показав преемственность между представителями национального направления. Так Х. Турина – в отличие от своего учителя де Фальи, работавшего с фламенко – отдавал предпочтение андалузскому фольклору, помещая его в импрессионистский музыкальный контекст. В качестве примера было приведено произведение «Посвящение Тарреге». Завершая обзор представителей испанской композиторской школы конца XIX – начале XX веков, госпожа Кацурра упомянула имена Ф. Момпу, не обращавшегося к музыкальному фольклору, но писавшему произведения на каталанском языке (язык, распространённый в ряде областей Испании, Франции, Андорры и Италии), а также П. Казальса.

Следующий период в развитии испанской музыки был назван «Before the Civil War of 1939» («перед Гражданской войной 1939 года», по-видимому, имелось в виду время 1930-х годов), когда Испания испытала воздействие новых общеевропейских музыкальных течений. В серийной технике, ориентированной на творчество А. Берга, в это время работали Р. Джеральд и Дж. Сулер. Неоклассицистские тенденции проявились в произведениях Х. Родриго, Э. Халфлера и К. Монсальважа, музыка которого обладала особым колоритом из-за обращения к карибскому фольклору.

Анна Кацурра сообщила, что испанская музыка после Второй мировой войны характеризовалась многообразием стилей и жанров – от танго до джаза, от неоклассицизма до детского фольклора, что можно наблюдать и у современных композиторов, в том числе и в её собственном творчестве.

Далее госпожа Кацурра обозначила авангардные композиторские техники, которые продолжили своё развитие во второй половине XX века. Метод тотального сериализма, пришедший на смену додекофонии, сочетался с поиском нового звучания посредством использования электроакустики, а также экспериментов с привычными акустическими инструментами (Л. де Пабло, К. Геноварт). В ряду авангардных течений испанской музыки композитор также назвала эклектику и постмодернизм, с характерной для него иронией, отметив их влияние в своих произведениях.

Она также познакомила слушателей и с другими направлениями собственной композиторской работы. Это произведения в традициях испанской национальной композиторской школы, синтезирование различных музыкальных культур (испанской, аргентинской, бразильской), сочинения для духовых ансамблей, распространённых в валенсийской исполнительской традиции, а также музыка к кинофильмам. Доклад сопровождался показом многочисленных музыкальных примеров, по которым слушатели могли составить некое общее представление об испанской музыке.

В завершении своего выступления Анна Кацурра высказала мысль, что для испанских композиторов сохранение традиций никогда не было самоцелью, но так или иначе всегда присутствовало в их творчестве. По её мнению, время экспериментирования с музыкальной техникой осталось в прошлом, и она считает, что национальная традиция достаточно богата для того, чтобы служить источником вдохновения для современного композитора.

После небольшого перерыва начался мастер-класс Анны Кацурры, которая проявила пристальное внимание к деталям при работе над исполнением собственных произведений.

С появлением музыкантов в зале воцарилась непринуждённая атмосфера, во многом благодаря Наталье Арестовой – куратору иностранных гостей и исполнителю ряда их произведений. Наталья взяла на себя роль ведущей, назвав сочинения, с которыми предстояло работать в рамках мастер-класса: «Gran tango» для фортепиано и струнного квартета и «Ноктюрн» для флейты, гобоя, альта и виолончели.

«Gran tango» исполняли струнный квартет класса доцента С.Н. Андреевой и Л.Г. Шерер за фортепиано. Композитор подчеркнула, что для неё в этом произведении важен каждый инструмент ансамбля и попросила ярче провести партию фортепиано. «Фортепиано здесь – не аккомпанемент» – пояснила госпожа Кацурра. После исполнения музыки с учётом данного пожелания и музыканты, и слушатели имели возможность убедиться в том, что фортепианная партия из-за остинатного повторения ритмоформулы танго, напоминающей «поступь» Хабанеры Кармен, становится важным средством неуклонного накопления ритмической и эмоциональной энергетики, характерной для страстного танца. Кроме того, композитор уделила большое внимание цезуре между частями, которую, по ее мнению, музыканты выделили недостаточно, и попросила повторить фрагмент на грани разделов. После работы с исполнителями Анна Кацурра отметила, что они убедительно передают характер музыки, а музыканты признавались, что взаимодействие с композитором помогло им найти нужную тембральную и артикуляционную «окраску» звука.

После исполнения «Ноктюрна» композитор рассказала о содержании произведения, в котором в тишине арабского ночного пейзажа звучит печальная песня женщины, страдающей от несчастной любви. Госпожа Кацурра подчеркнула, что при исполнении необходимо ярче выявить контраст между крайними частями и средней, т.к. в середине музыка должна звучать как танец надежды в противовес песне отчаяния. Композитор уделила особое внимание точному исполнению штрихов и динамики, ритмической стороне произведения, в котором более или менее явно ощущался ритм танго, а также соотношению звука в ансамбле. После всех замечаний Анна Кацурра выразила желание прослушать сочинение еще раз – и осталась довольна исполнением.

В вечернем авторском концерте композитора, помимо произведений, представленных на мастер-классе, прозвучали сочинения для ансамбля духовых («Ностальгия» и «Бразилера»), благодаря которым слушатели смогли познакомиться с одним из приоритетных направлений в творчестве Анны Кацурры. В этих произведениях, а также в «Легенде» для струнного квартета, отчётливо проявилась ориентация композитора на традиции национальной культуры. В музыке чувствовался неповторимый испано-мавританский колорит в сочетании с танцевальными ритмами разнообразных музыкальных культур (бразильской, аргентинской и др.), так или иначе связанных с Испанией. Невозможно не отметить своеобразный эффект восприятия, когда в интонационных и гармонических оборотах из произведений современного композитора вдруг «узнавался» музыкальный язык оперы «Кармен», наводя на мысль о том, что Ж. Бизе был недалёк от истины, стремясь воссоздать в своём произведении испанский колорит.

Эмоциональной кульминацией концерта стали романсы на стихи поэтессы Альфонсины Сторни (соотечественницы А. Кацурры), исполненные А. Даниловой (концертмейстер – В. Ивакина). Романсы были трактованы как драматические монологи с внезапной сменой состояний и настроений, в которых звучали и страсть, и нежность, и боль, и угроза. Языкового барьера для певицы словно не существовало: возникало ощущение полной осмысленности и актёрской убедительности в интонировании каждого слова в романсах, напоминающих по духу стихи Марины Цветаевой – поэтессы с мятежной и мятущейся душой. Наблюдение за реакцией Анны Кацурры во время исполнения позволило сделать вывод, что интерпретация музыки вызвала одобрение композитора.

В заключение хотелось бы отметить работу ведущей концерта – аспирантки УГК Оксаны Гагариной, которая умело настраивала публику на восприятие музыки, сообщая интересные сведения об авторском замысле, истории создания и скрытых «сюжетах» произведений.

В целом и Пауло Уголетти, и Анна Кацурра остались довольны приёмом, оказанным им в Екатеринбурге, равно как и исполнительским уровнем музыкантов. Композиторы высказывали пожелания, чтобы их творческое сотрудничество с Уральской консерваторией имело дальнейшее продолжение.

Более подробные обзоры о Фестивале современной музыки вы можете прочитать на сайте Уральской государственной консерватории:

Текст взять с сайта: http://www.uralconsv.org/

10 просмотров0 комментариев
bottom of page